Как не нужно открывать фотостудию
В своей более ранней статье, я раскрыл историю того, как я создавал легендарную фотостудию. В ней я постарался рассказать обо всех аспектах, так как это отложилось в моей памяти. В данной статье я бы хотел отразить ошибки, которые совершал сам, и которые наблюдал у других предпринимателей, решивших создать свою фотостудию.
Ошибка 1: Непонимание цели
Открывая студию, многие не до конца понимают цель или не совсем честно признаются в истинных целях самим себе. Очень часто я наблюдал картину, как людьми двигало не столько желание, сколько возможность плюс некоторое представление, что это увлекательный и простой бизнес, в который можно зайти с небольшими инвестициями. Часто профессиональные фотографы, отложив небольшой капитал, решают, открыв студию, создать себе источник пассивного дохода. Иногда при наличии состоятельного спонсора решают создать «суперстудию» за счёт значительных инвестиций.
На мой взгляд, успешные студии не получаются у тех, кто: хочет сэкономить на расходах на аренду и проводить все свои съёмки в своей студии; думает, что достаточно не поскупиться на дорогой ремонт и хорошую технику; считает, что может заработать с одного зала; планирует работать в серую; делает студию в помещениях без окон.
Ошибка 2: «Сырой» план действий
С этой ошибкой я знаком из первых рук. Сначала мы спрогнозировали наши расходы на 3 зала, на площадь 250 кв.м. и рассчитали необходимый размер инвестиций. Потом мы начали фактически искать помещение, и не нашли того, которое вписывалось в наш изначальный план, а нашли помещение почти в два раза больше. Правильно было бы пересчитать план с учётом возросшей площади и арендного платежа, мы же прикинули на чём сможем сэкономить и пришли к ошибочному выводу - «Уложимся». И бюджет увеличился, а качество пострадало.
В процессе расчёта затрат мы смотрели цены и брали самую низкую цену, мы практически не учитывали затраты на доставку, на погрузку/разгрузку, на пресловутый вывоз мусора. Все эти допущения, которые позволяли нам в моменте увидеть не такую страшную сумму требуемых инвестиций, позднее приводили к более страшному чувству, когда денег нет, а останавливаться на полпути нельзя, нужно искать деньги, нужно заканчивать работу и докупать оставшиеся вещи.
В план мы не поспешили добавить такие расходы как банковское обслуживание, бухгалтерское обслуживание, бытовые расходники, телефон, интернет, обслуживание сайта. Мы также значительно недооценили затраты на электроэнергию. Работа импульсных источников света действительно не очень энергозатратная, и даже постоянно работающие летом кондиционеры не сильно увеличивали затраты, а вот прогрев помещения в зимний период, с которым сталкивается большая часть всех владельцев студий, оказалась очень энергозатратной. Наши затраты на электричество зимой возрастали в 5 раз по сравнению с затратами летом.
Мы совсем не предусмотрели бюджет под маркетинг, это была очень большая ошибка. И хотя на рынке уже существует достаточно много локаций, и несмотря на то, что многие фотографы любят пробовать новые локации, без поддержки маркетинга очень сложно в современном мире собрать достойную аудиторию.
Ошибка 3: Помещение
Всегда помните - помещение, в котором вы планируете открывать свою студию, это краеугольный камень всего вашего проекта. От него зависит очень много обстоятельств, которые вам нужно будет принять как данность, на которые вы не сможете позднее никак повлиять.
Вот некоторые аспекты которые будут значительно влиять на ваш бизнес: Расстояние до метро - наша студия находилась в 15 минутах ходьбы от метро. Это предельное значение комфортной ходьбы. Нам на руку было то обстоятельство, что студия находится внутри третьего кольца, и эти 15 минут ходьбы проходили по оживлённым и освещённым улицам, те же 15 минут вдали от центра города по тёмным переулкам будут восприниматься существенно хуже и будут значительно влиять на поток ваших постоянных посетителей.
Проходная система способна значительно усложнить вашу жизнь. Не думайте, что клиентам всё равно на такие мелочи, и они будут бежать к вам, преодолевая все препятствия. Если на территории есть проходная, то вы должны предусмотреть возможность оперативного оформления пропусков на всех участников съёмки. Дважды подумайте перед тем, как остановиться на помещении с очень строгой проходной, даже если арендодатель пообещает, что она вскоре будет ослаблена.
Состояние инженерных коммуникаций. Живя в доме, мы с этим обычно не сталкиваемся, и если возникают какие-то проблемы, то прибегают какие-то люди из ЖЭКа и что-то там ремонтируют. Тут все будет иначе, электричество вырубится в самый неподходящий момент, когда у вас будет снимать клип Леди Гага, крыша будет протекать на туфли Рианны, а канализацию прорвет там, где Бейонсе будет записывать курсы по йоге. И никакой ЖЭК бегать не будет, вам придётся за всеми бегать самим и исправлять аварийные ситуации, в тот момент, пока ваши волосы седеют. Арендодатель вам скажет только о наличии, а вы, обязательно выясните реальное состояние кровли, отопления, водопровода, канализации и электрики в помещении, и если оно не в отличном состоянии, заложите ресурсы на проведение профилактики. Любой ремонт после аварии вам выйдет существенно дороже.
Этаж и лифт. Имейте в виду, что съёмки это всегда много вещей, часто довольно габаритных. Размещать студию следует не выше третьего этажа при наличии достаточно широкой лестничной площадки. Всё что выше, должно обязательно сочетаться с грузовым лифтом.
Не начинайте искать помещение осенью или зимой. Это связано с сезонностью бизнеса, при хорошем темпе, вы откроете вашу студию через 6 месяцев после начала поиска помещения. А значит, начиная процесс осенью или зимой, вам предстоит открыться весной или летом - в самый низкий сезон.
И, наконец, очень важный момент относительно помещения, его поиска и подбора. Примите за данность, что подходящих помещений с просторными комнатами, с потолком около четырёх метров, большими окнами и всеми характеристиками, описанными в предыдущих пунктах, не так много как хотелось бы. Не делайте выбор пока не увидите 2-3 подходящих варианта, не хватайте первое подходящее помещение, даже если оно вам очень понравилось, и арендодатель торопит вас со словам что его вот-вот заберут. Не бойтесь потратить на поиски 2-3 или больше месяцев. Как я уже сказал ранее, от помещения очень много всего зависит.
Ошибка 4: Ремонт
В процессе ремонта нашего помещения мы опирались на принцип делать все аккуратно, как дома. Что оказалось в корне неправильно. Мы спрятали наши антуражные кирпичные стены и арочные окна за слоем гипсокартона, все трубы и коммуникации мы спрятали там же, мы постелили ламинат на пол практически во всех залах, заменили деревянные оконные рамы на пластиковые окна. Мы сделали всё, чтобы сделали дома, потратили на это много денег и насыщенный индастриал превратили в свеженький евроремонт.
Кирпичные стены лучше очистить и оставить в первозданном виде, так же как и бетонные, это обычно делают с помощью пескоструйного аппарата или обычной болгарки с шлифовальной насадкой. Лучший пол для студии - это лакированные доски или наливной пол, при этом он не должен быть идеально ровным. Трещины и перепады высоты не повлияют на качество съёмок. Отреставрируйте ваши окна и ни в коем случае не ставьте новые белые пластиковые окна.
Гипсокартон - хороший вариант для межкомнатных перегородок. Тут не экономьте, ставьте двуслойный гипсокартон 12,5 мм и обязательно делайте хорошую звукоизоляцию, ваши клиенты впоследствии это оценят.
С потолками можно совсем ничего не делать или ограничиться покраской в нейтральный серый вместе со всеми коммуникациями, которые там могут располагаться. В качестве основного освещения у нас стояли длинные лампы дневного света - это не самый худший вариант, но я бы посоветовал несколько горшков с одной лампой и отдельными выключателями под каждый.
Ошибка 5: Чистовая отделка и интерьер
Не клейте на стены обои, это самый худший вариант для оформления стен, хотя нет, хуже обоев есть только фотообои с какими-нибудь пейзажами. Оставьте это изысканное изобретение дизайнерского искусства детским садами или детским уголкам в МФЦ. Стены в студии, в зависимости от концепции зала, должны быть просто покрашены, должны иметь фактурную шпаклёвку (или оригинальную фактуру, если она интересная), либо декорированы натуральными материалами на ваш вкус - это могут быть деревянные панели, панели с подсветкой, рейки, мох, металл и всё-всё что можно еще вообразить. Именно тут место для вашей фантазии и уникальности вашего интерьера.
Ни в коем случае не делайте разные зоны в разных углах с четкой границей. Если в рабочем зале сочетаются несколько стилей, переход между ними должен быть плавным и гармоничным, снимая из одного угла и целясь в другой, фон не должен контрастировать между собой.
Не делайте очень большие залы, 70-80 кв.м. - это предельный размер зала для большинства целей. Зал площадью больше 100 кв.м. имеет смысл, только если вы целитесь в крупные продакшны, если ваша студия находится на первом этаже с возможностью завозить в неё крупногабаритные предметы, в том числе автомобили. В противном случае вместо одного зала в 100 кв.м. лучше сделать два зала по 50, вы выиграете в загрузке и выручке.
Очень часто в помещениях под студии присутствуют колонны, которые иногда располагаются очень неудобно. Очень важно тут не пренебречь, с мыслью что «и так сойдет» и поставить колонну перед циклорамой. Может выглядеть смешным, но на практике это встречается значительно чаще чем может показаться.
Если вы решили устанавливать в студии циклораму, не делайте это самостоятельно. Я имел опыт стройки циклорамы из гипсокартона и фанеры, некоторые умудряются заливать циклораму из бетона. Не нужно экспериментировать, на рынке уже есть профессиональные производители, которые сделают вам отличную циклораму быстро и качественно, так что вам потом не придётся за неё краснеть, за абсолютно адекватные деньги.
Не покупайте для интерьера рабочих залов обычные предметы, а-ля IKEA или аналоги, что-то, что мы видим постоянно в повседневной жизни. Все стулья, кресла, диваны, вазы, стаканы и тарелки должны быть уникальными, ну или хотя бы редкими. Все это добро нужно искать на авито или любых других ресурсах по продаже бывших в употреблении вещей, в лучшем случае, если вы не стеснены в средствах, делать эти вещи на заказ у местных мастеров. Покупка новых дизайнерских вещей слишком дорогое и необоснованное занятие.
Ошибка 6: Техническое оснащение
Не покупайте самую дешёвую технику, как например Raylab или Falcon eyes. Это приборы, которые можно таскать на свои маленькие съёмки, но они не предназначены для интенсивной нагрузки в арендной студии. Они будут перегреваться, долго перезаряжаться и постоянно ломаться.
Не покупайте Broncolor - это отличный свет, но он очень дорогой, и его технические преимущества не будут заметны большей части клиентов. Не покупайте Einstein - это отличный и недорогой прибор, но он слишком сложный в управлении, и даже опытный фотограф без навыков работы с этим моноблоком будет негодовать, что тратит драгоценное время на настройку света. Не покупайте генераторный свет, два его главных качества - сверхкороткий импульс и мобильность, в подавляющем большинстве случаев, вам не понадобится.
Не покупайте приборы на 1000 Дж, они дороже приборов на 500 Дж и не нужны для выполнения 99,9% задач.
Не покупайте моноблоки впритык по количеству, то и дело один-два, а то и больше, будут находиться в ремонте, а ваши клиенты не должны испытывать нехватку света, ведь именно наличие света отличает залы профессиональной студии от обычного помещения.
Не экономьте на стойках и системах крепления. Берите надёжные стойки с пневмотормозом. Не рассчитывайте на стойки, которые идут в наборах техники, как правило, это хлипкая стойка высотой до двух метров, которая будет очень уязвима к падению, если на неё повесить прибор с большой насадкой. Колёса на стойках - дело вкуса, это сильно удобнее для перемещения девушкам, они определённо скажут вам спасибо, но это не ваш вариант, если в зале значительные неровности на полу или есть ступени или подиумы. Журавли обязательно оснащайте колёсами.
Не вешайте подвесную систему с пантографами, она не даёт больших преимуществ и требует определённых навыков при работе. Это не относится к потолочной ферме - это такая подвижная или стационарная конструкция, которая позволяет подвесить к потолку практически всё что угодно: приборы, фоны, декорации, всё, что находится в пределах грузоподъёмности.
Не покупайте сразу много насадок, в процессе работы вы быстро поймёте, чего вам не хватает, и сможете выстроить верный баланс. Экономьте на количестве насадок, но не на их качестве.
Теперь вы знаете как я открывал студию, как не нужно это делать и возможно вам будет интересно узнать, а как же правильно открывать студию
Автор: Марк Романов